Статья 15. Рыболовство в целях аквакультуры
1. Добыча (вылов) водных биоресурсов для целей аквакультуры осуществляется в течение определенного законодательством промышленного периода, а также, в случае необходимости, в период нереста соответствии с законодательством.
2. Производителей и ремонтные группы водных биоресурсов для целей аквакультуры вылавливают в водных объектах (их частях) с помощью промышленных и научно-исследовательских орудий лова при наличии соответствующих квот и разрешений на изъятие водных биоресурсов.
3. Добыча (вылов) водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Украины, осуществляется согласно закону.
Статья 16. Карантинные требования и ветеринарно-санитарный контроль в сфере аквакультуры
1. Ввоз в Украину живой рыбы, оплодотворенной икры и других гидробионтов, предназначенных для разведения, содержания и выращивания в условиях аквакультуры, размещение их в карантинных рыбохозяйственных изоляторах, переселение из карантинных рыбохозяйственных изоляторов в другие рыбохозяйственные водные объекты (их части), рыбохозяйственные технологические водоемы и ветеринарно-санитарный контроль в сфере аквакультуры осуществляются соответственно Закону Украины "О ветеринарной медицине".
2. Завезены из-за границы гидробионты, предназначенные для дальнейшего разведения, содержания и выращивания в условиях аквакультуры, находящихся в карантинных рыбохозяйственных изоляторах постоянно на протяжении периода, определенного законодательством. Запрещается размещать в условиях карантинного содержания совместно гидробионтов разного возраста, разных видов, а также завезенных из разных стран и в разное время.
3. Завезены из-за границы гидробионты размещаются в условиях карантинного захват в их биологических потребностей и биотехнологических особенностей разведения и / или выращивания.
4. В карантинных рыбохозяйственных изоляторах ведется учет условий содержания гидробионтов соответствии с ветеринарно-санитарных требований.
Статья 17. Селекционно-племенная работа в сфере аквакультуры
1. Селекционно-племенная работа в сфере аквакультуры осуществляется в соответствии с законом с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
2. Генофондных коллекции и ремонтно-маточные стада объектов аквакультуры формируются из редких, исчезающих и других видов водных биоресурсов, одомашненных форм и пород гидробионтов, представляющих генетическую ценность, с целью сохранения их биоразнообразия, ведения селекционно-племенной работы, получения потомства.
3. Генофондных коллекции и ремонтно-маточные стада объектов аквакультуры могут находиться в государственной, коммунальной, частной собственности.
4. Порядок формирования и использования генофондных коллекций и ремонтно-маточных стад объектов аквакультуры определяет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере рыбного хозяйства.
5. Финансирование мероприятий по селекционно-племенной работы в сфере аквакультуры осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, средств субъектов аквакультуры, добровольных взносов и других источников, не запрещенных законом.
6. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйствования, граждане содействуют формированию и развитию национального экспортного потенциала племенных (генетических) ресурсов объектов аквакультуры.
Статья 18. Рыбохозяйственное мелиорация
1. Рыбохозяйственное мелиорация водных объектов (их частей), рыбохозяйственных технологических водоемов осуществляется с целью целенаправленного повышения их биологической продуктивности, улучшение условий существования объектов аквакультуры, улучшение их количественных и качественных характеристик, регулирование численности малоценных для товарного производства гидробионтов.
2. Рыбохозяйственное мелиорация осуществляется по следующим основным направлениям:
- проведение дноуглубительных работ и / или работ по удалению донных отложений;
- удаления лишней водной растительности;
- вселения объектов аквакультуры, создание искусственных донных ландшафтов с целью улучшения экологического состояния водного объекта и условий естественного воспроизводства водных биоресурсов;
- изъятие хищных и малоценных видов водных биоресурсов в целях предотвращения их негативного воздействия на объекты аквакультуры;
- предотвращения массовой гибели гидробионтов и ликвидации ее последствий.
3. Порядок осуществления рыбохозяйственной мелиорации водных объектов (их частей), рыбохозяйственных технологических водоемов утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере рыбного хозяйства.
Статья 19. Интродукция, акклиматизация и реакклиматизация объектов аквакультуры
1. Интродукция, акклиматизация и реакклиматизация объектов аквакультуры осуществляются с целью обогащения видового состава водных биоресурсов, проведения биологической мелиорации, повышения эффективности использования биопродукционных потенциала водного объекта (его части) и получения дополнительной продукции.
2. Интродукция, акклиматизация и реакклиматизация объектов аквакультуры осуществляются с недопущением негативного влияния на состояние популяций аборигенных видов водных биоресурсов или ухудшения среды их обитания, путей миграции и условий размножения.
3. Интродукция, акклиматизация, реакклиматизация и / или переселение объектов аквакультуры осуществляются в соответствии с законом на основании научно-биологического обоснования, которое разрабатывается научными учреждениями, которые входят в сферу управления центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере рыбного хозяйства, Национальной академии наук Украины, Национальной академии аграрных наук Украины.
В научно-биологическом обосновании должны быть раскрыты цель и целесообразность, определены условия интродукции, акклиматизации, реакклиматизации и / или переселение объектов аквакультуры, предложены меры для обеспечения недопущения негативного влияния на состояние популяций аборигенных видов водных биоресурсов или ухудшения среды их обитания, путей миграции и условий размножения.
Статья 20. Использование чужеродных и неместных видов гидробионтов в сфере аквакультуры
1. Использования в сфере аквакультуры чужеродных и неместных видов гидробионтов осуществляется при условии обеспечения недопущения их неконтролируемого распространения в новых местах обитания, отсутствии негативного влияния на состояние популяций местных видов водных биоресурсов и условия функционирования водных экосистем.
2. Разведение и / или выращивание чужеродных и неместных видов гидробионтов в открытых и / или закрытых условиях аквакультуры осуществляется субъектами аквакультуры на основании научно-биологического обоснования с обязательным уведомлением центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере рыбного хозяйства.
Научно-биологическое обоснование разведения и / или выращивание определенного вида с чужеродных и неместных видов гидробионтов разрабатывается научными учреждениями, которые входят в сферу управления центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере рыбного хозяйства, Национальной академии наук Украины, Национальной академии аграрных наук Украина.
В научно-биологическом обосновании должны быть раскрыты цель и целесообразность, определены условия разведения и / или выращивания данного вида, предложены меры для обеспечения недопустимости неконтролируемого распространения данного вида в новых местах обитания, отсутствии негативного влияния на состояние популяций местных видов водных биоресурсов и условия функционирования водных экосистем.
3. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере рыбного хозяйства, обеспечивает контроль за разведением и / или выращиванием чужеродных и неместных видов гидробионтов в открытых и / или закрытых условиях аквакультуры, действие которого распространяется на все виды деятельности в сфере аквакультуры, включая разведения всех видов чужих и неместных гидробионтов, в том числе разведение и / или выращивание декоративных и аквариумных гидробионтов.
Статья 21. Научное обеспечение в сфере аквакультуры
1. Научное обеспечение в сфере аквакультуры осуществляют рыбохозяйственные и другие специализированные научно-исследовательские учреждения, научные предприятия и организации, селекционные центры, основными задачами которых являются:
- разработка научных основ селекционно-племенной работы, создания и внедрения селекционных достижений в сфере аквакультуры;
- разработки в условиях пресноводной аквакультуры и марикультуры ресурсосберегающих технологий разведения и выращивания объектов аквакультуры с улучшенными продуктивными и потребительскими характеристиками;
- разработка биотехнологических основ разведения и выращивания осетровых и осетроподибних видов рыб и других объектов аквакультуры, а также хозяйственного освоения новых перспективных объектов аквакультуры;
- разработка эффективных методов сохранения генофонда и искусственного воспроизводства редких и исчезающих видов водных биоресурсов;
- усовершенствование методов низкотемпературного хранения половых продуктов объектов аквакультуры с использованием современных криобиотехнологий;
- создание проектно-конструкторских разработок, направленных на техническую модернизацию предприятий по разведению и выращиванию объектов аквакультуры;
- разработка научно обоснованных методов рационального кормления пресноводных и морских гидробионтов в аквакультуре с использованием искусственных кормов улучшенной рецептуры;
- усовершенствование методов улучшения условий функционирования водных экосистем рыбохозяйственных водных объектов (их частей), рыбохозяйственных технологических водоемов с целью повышения их биологической продуктивности и получения экологически безопасной продукции аквакультуры;
- разработка эффективных экологически безопасных методов диагностики, профилактики заболеваний и лечения гидробионтов, направленных на оздоровление и повышение уровня выживания объектов аквакультуры;
- определение перспективных направлений развития аквакультуры.
Статья 22. Государственная поддержка в сфере аквакультуры
1. Государственная поддержка в сфере аквакультуры осуществляется по следующим направлениям:
- стимулирование производства качественной и экологически безопасной продукции аквакультуры, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;
- развитие и финансирование селекционно-племенной работы, включая создание и поддержание субъектов племенного дела в рыбоводстве, маточных стад и генофондных коллекций объектов аквакультуры;
- повышения рыбопродуктивности водных объектов (их частей) путем искусственного разведения (воспроизведение) водных биоресурсов;
- восстановления численности популяций редких и исчезающих видов гидробионтов;
- стимулирование развития национального производства кормов для объектов аквакультуры;
- организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере аквакультуры;
- распространение и внедрение в производство научных разработок;
- финансирование научных исследований в области аквакультуры за счет средств Государственного бюджета Украины, средств инновационных программ и проектов и других источников, не запрещенных законом;
- обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий;
- обеспечение подготовки, переподготовки, дипломирования специалистов в сфере аквакультуры;
- проведение комплекса мелиоративных и ремонтно-восстановительных работ на рыбохозяйственных водных объектах (их частях), рыбохозяйственных технологических водоемах с целью повышения их биологической продуктивности;
- создание и поддержание инфраструктуры, необходимой для устойчивого развития аквакультуры.
2. Государственная поддержка в сфере аквакультуры предоставляется в соответствии с законами Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", "Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой" и других законодательных актов, регулирующих отношения в сфере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Раздел IV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ аквакультуры
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства в сфере аквакультуры и возмещения убытков
1. Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность согласно закону.
2. Применение мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности не освобождает лиц, виновных в нарушении требований настоящего Закона, от возмещения убытков.
3. Предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства обязаны возместить убытки, причиненные ими вследствие нарушений законодательства в сфере аквакультуры, в размерах и порядке, установленных законодательством.
4. Споры в сфере аквакультуры разрешаются в установленном законом порядке.
Раздел V
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ аквакультуры
Статья 24. Международное сотрудничество в сфере аквакультуры
1. Международное сотрудничество в сфере аквакультуры осуществляется путем:
- заключение международных договоров;
- участия в международных программах и проектах в сфере аквакультуры;
- участия в работе международных организаций, ассоциаций производителей продукции аквакультуры;
- проведение совместных исследований, обмена специалистами, технологиями, биологическим и генетическим материалом соответствии с законом;
- гармонизации законодательства в сфере аквакультуры с международными стандартами, рекомендациями, нормами и правилами, которые касаются требований к продукции аквакультуры.
2. Если международными договорами Украины установлены другие правила и положения, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила этих международных договоров.
Раздел VI
Заключительные и переходные положения
1. Закон вступает в силу с 1 июля 2013 года, кроме пункта 3 настоящего раздела, который вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования настоящего Закона.
2. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) в Водном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995г., № 24, ст.189):
а) статью 1 дополнить с учетом алфавитного порядка терминами следующего содержания:
- "Водохранилище комплексного назначения - водохранилище, которое согласно паспорта используется для двух и более целей (кроме рекреационных)";
- "Заперт водный объект - естественная или искусственно созданный водоем, не связана с другими водными объектами (кроме водоносных горизонтов)";
- "Технологическая водоем - искусственно созданный водоем специального технологического назначения, определяется техническим проектом и / или паспортом, которая наполняется искусственно с помощью гидротехнических сооружений и устройств";
б) пункт 2 статьи 8-1 исключить;
в) пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
2) распоряжение внутренними морскими водами, территориальным морем, а также акватории морских портов»;
г) пункт 3 статьи 17-1 исключить;
г) часть вторую статьи 48 после слова "рыбохозяйственных" дополнить словами "(в том числе для целей аквакультуры)";
д) статью 51 изложить в следующей редакции:
Статья 51. Пользование водными объектами на условиях аренды
В пользование на условиях аренды для рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, лечебных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ могут предоставляться водохранилища (кроме водохранилищ комплексного назначения), пруды, озера и замкнутые естественные водоемы.
Не подлежат передаче в пользование на условиях аренды для рыбохозяйственных нужд водные объекты, что:
- используемых для питьевых нужд;
- расположенные в пределах территорий и объектов, находящихся под охраной в соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины".
Водные объекты предоставляются в пользование по договору аренды земель водного фонда на земельных торгах в комплексе с земельным участком.
Водные объекты предоставляются в пользование на условиях аренды органами, осуществляющими распоряжение земельными участками под водой (водным пространством) согласно полномочиям, определенным Земельным кодексом Украины, согласно договору аренды, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного хозяйства.
Предоставление водных объектов в пользование на условиях аренды осуществляется при наличии паспорта водного объекта. Порядок разработки и форма паспорта утверждаются центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Водные объекты предоставляются в пользование на условиях аренды без ограничения права общего водопользования, кроме случаев, определенных законом.
Арендаторы водного объекта обязаны предусмотреть места для бесплатного обеспечения права граждан на общее водопользование (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство и т.д.).
При определении таких мест предпочтение отдается традиционно расположенным местам массового отдыха.
В пределах населенных пунктов запрещается ограничение любых видов общего водопользования, кроме случаев, определенных законом.
Запрет общего водопользования водными объектами, предоставленными в пользование на условиях аренды, и их нецелевое использование является основанием для расторжения договора аренды.
Типовая форма договора аренды водных объектов утверждается Кабинетом Министров Украины.
Условия использования водных объектов, размер арендной платы и срок действия договора аренды водных объектов определяются в договоре аренды.
Методика определения размера платы за предоставленные в аренду водные объекты утверждается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Уплата арендной платы за водный объект не освобождает от уплаты арендной платы за земельный участок под этим объектом.
В договоре аренды водного объекта определяются обязательства по осуществлению мер по охране и улучшению экологического состояния водного объекта, эксплуатации водохранилищ и прудов соответствии с установленными для них центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного хозяйства, режимов работы , а также необходимость оформления права пользования гидротехническими сооружениями.
Передача арендатором права на аренду водного объекта другим субъектам хозяйствования запрещается.
Арендаторы, которым водный объект предоставлен в пользование на условиях аренды, могут разрешить другим водопользователям осуществлять специальное водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Пользование водными объектами, предоставленными в аренду, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законодательных актов Украины.
Предоставление частей рыбохозяйственных водных объектов, рыбохозяйственных технологических водоемов, акваторий (водного пространства) внутренних морских вод, территориального моря, исключительной (морской) экономической зоны Украины в пользование для целей аквакультуры регулируются Законом Украины "О аквакультуру";
е) в части третьей статьи 74 слова "рыбоводные пруды" заменить словами "рыбоводческие пруды";
2) в статье 59 Земельного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., № 3-4, ст. 27):
часть третью изложить в следующей редакции:
3. Земли водного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование:
а) государственным водохозяйственным организациям по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями, а также ведение аквакультуры и т.п.;
б) государственным предприятиям для размещения и ухода за государственными объектами портовой инфраструктуры;
в) государственным рыбохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для ведения аквакультуры ";
часть четвертую после слов "рыбохозяйственных нужд" дополнить словами "(в том числе рыбоводства (аквакультуры)";
3) в Законе Украины "О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., № 17, ст. 155):
а) абзац второй статьи 1 исключить;
б) текст статьи 42 изложить в следующей редакции:
"Субъекты аквакультуры осуществляют деятельность в сфере аквакультуры соответствии с законом.
Учет рыбохозяйственных водных объектов (их частей), рыбохозяйственных технологических водоемов, акваторий (водного пространства) внутренних морских вод, территориального моря, исключительной (морской) экономической зоны Украины, предоставленные в пользование для целей аквакультуры, осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере рыбного хозяйства, в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины ".
3. Кабинету Министров Украины:
1) в девятимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона обеспечить подготовку и представление в Верховную Раду Украины законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отношений, связанных с:
- вопросами собственности на водные объекты и согласования между собой положений Земельного и Водного кодексов Украины, а также с сферами их регулирования, разграничив при этом сферы их действия соответственно на земельные и водные отношения;
- взиманием арендной платы за водные объекты (их части) и ее зачислением в соответствующие местные бюджеты;
- уменьшением размера арендной платы за земли водного фонда государственной и коммунальной собственности;
2) при подготовке проектов законов Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать расходы на обеспечение выполнения этого Закона;
- 3) принять меры по приведению в соответствие с настоящим Законом подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечив вступления в силу одновременно с введением в действие этого Закона путем:
- приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
- принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
- обеспечения приведения нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом.
http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/5293-17/page